Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться или войти через
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Интервью с генеральным директором ПокетБук Россия  Евгением Милицей
24 Сентября 2014

Интервью с генеральным директором ПокетБук Россия Евгением Милицей


     

Какие изменения на Ваш взгляд произошли на рынке электронных ридеров? Как изменяются его приоритеты в отношении E-Ink и TFT-устройств?

Здесь могу сразу сказать, что TFT-книжки перестали существовать как класс, практически умерли. Всё, что есть на магазинных полках – это складские остатки старых запасов, не более. Новых TFT-ридеров уже практически никто не производит. Планшеты оказались более востребованы из-за их многофункциональности. И вообще, такие ридеры изначально мы считали мертворожденной идеей, так как преимущества E-Ink налицо. Это и сверхэкономичное потребление, и отсутствие утомляющего глаза мерцания. Стоит добавить, что E-Ink дисплей освещается отраженным светом, то есть он не светит в глаза читателю яркой лампой, как это делает TFT. Понятное дело, что это намного предпочтительнее. Да и по ощущениям больше напоминает обычную книгу, разве только гораздо легче и страницы виртуальные. Наш прогноз насчёт TFT таков, что к следующему году производство таких ридеров будет полностью прекращено.

В то же время мы прогнозируем стабильный рост востребованности E-Ink устройств, который должен составить 15-20 процентов только в этом году. К следующему эти показатели должны сохраниться. Это довольно интересный, но нишевый рынок с одним ярко выраженным лидером. И на территории России и СНГ крупных конкурентов пока что не наблюдается.


Насколько серьезное влияние на продажи E-Ink ридеров оказывают смартфоны и планшеты?

Ровно такое же, как продажа любых других смежных устройств: фотоаппаратов, навигаторов, фоторамок. Никакого. Но нельзя не учитывать тот факт, что люди в основном используют смартфон или планшет, потому что хотят пользоваться одним гаджетом. Наша цель – донести людям, которые читают много и охотно, что лучше приобрести отдельное устройство, поскольку оно намного комфортнее для чтения, чем многофункциональное. Можно провести аналогию с системой перемещения людей: комфортно едем только на автомобиле, а на общественном транспорте – сами понимаете.

Если говорить отдельно о смартфонах, то мы не собираемся их игнорировать класс. У нас есть опыт с Cover Reader, и он весьма показательный. Напомню, что это своего рода обложка для смартфона, но в которую встроен E-Ink дисплей. Cover Reader программно соединяется со смартфоном, превращаясь в отдельный экран для выведения текстовой информации. И, таким образом, смартфон превращается в некое подобие E-Ink ридера со всеми плюсами этого устройства. Мы будем и дальше развивать этот совершенно новый вид устройств, так как их потенциал весьма велик.


Насколько оправдался, на Ваш взгляд, прогноз о том, что электронная литература вытеснит бумажную? Можно ли говорить сегодня о «победе» одних над другим?

Ну, здесь, мне кажется, не стоит устраивать революций. В ближайшие 5-10 лет никаких кардинальных изменений не произойдёт. Да, постепенно электронная книга будет вытеснять бумажную, однако, это процесс скорее эволюционный. И не стоит из него делать быструю и насильственную революцию. Бумажная книга не так плоха, чтобы враз от неё избавиться. Здесь много факторов, среди которых и привычка, и традиции. Да и сама бумажная книга сегодня является пока что основным носителем информации, как, скажем, в древности такими носителями были каменные глыбы для наскальных рисунков, затем папирус и так далее.

Да, электронная книга сейчас намного технологичнее. Это и экологический фактор, когда не нужно вырубать гектары лесов для производства бумаги. Это, опять же, гигантская экономия места, когда в одном небольшом устройстве можно хранить целые библиотеки. С этой точки зрения электронная книга предпочтительнее.

А бумажная книга, кстати, претерпевает интересную, на мой взгляд, трансформацию. Приведу аналогию с музыкальными коллекциями в МР3. Несмотря на огромную нынешнюю популярность этого формата и способа хранения, виниловые пластинки никуда не делись – они перешли в элитарный класс. То же самое ожидается и с книгами. Кстати, сам я, несмотря на всю приверженность прогрессу, тоже имею дома коллекцию больших и красивых книг. Недавно, например, я приобрел книгу «Мангал» Сталика Ханкишиева – отличная типография, картинки, книга, которая формирует аппетит! Так что хорошо изданная книга никуда не денется, пока она будет способна вызывать определенные эмоции и атмосферу при прочтении.

Книги в красивых переплётах тоже сохранятся в качестве подарочных изданий. Однако, более утилитарная литература, например, бизнес-книги, справочники, учебники, а также популярная художественная проза больше подходит для электронного хранения и чтения с ридера. Между прочим, мировые продажи электронного контента уже давно обогнали продажи традиционных печатных изданий. В России этот процесс проходит несколько медленнее, но лишь в силу того, что у нас сильно развито электронное пиратство.


Как влияет распространение электронной литературы на издательский и книготорговый рынки?

Здесь стоит разделить российский и зарубежный книжные рынки. В целом у нас пока что электронные книги отстают, так как наш книжный рынок ориентирован на бумажный, а не на электронный контент. На сегодня доля продаж электронных книг в России составляет всего лишь 1,5 процента от всего рынка. Однако положение будет меняться в сторону заметного увеличения продаж электронного контента. Я связываю этот рост с ростом интереса к электронным гаджетам, в частности к E-Ink ридерам, которые, ко всему прочему, позволяют легально приобрести интересующую книгу довольно простым способом. Кстати, вот этот бум на смартфоны и планшеты – он тоже сильно стимулирует продажи электронных изданий.

Пока же идет некое перераспределение, при котором происходит укрупнение больших и отмирание мелких издательств. Это эволюция рынка, который нехотя, но уже начинает перестраиваться в сторону электронной коммерции. Естественно, что в скором времени электронные книги будут преобладать над бумажными, но это процесс долгий и непростой. Кстати, я бы не стал сбрасывать со счетов и такой фактор, как воспитание законопослушного читателя. До тех пор, пока будет развито пиратство в сети, легальные электронные продажи будут нерентабельны, потому невыгодны издателю. Надеюсь, это лишь вопрос времени.


Как повлияет на состояние рынка уход с него компании Sony?

Грустные новости для любителей гаджетов. Sony была одной из первых, кто использовал технологии E-Ink.

По-видимому, руководство компании рассмотрело реалии данного рынка, оценило перспективы, но там не очень поняли, как на нем себя позиционировать. Поэтому решили сконцентрироваться на чём-то ином. Как любая бизнес-компания, они сочли нужным потратить деньги на развитие телефонов или планшетов, а не ридеров. Для них это более перспективный рынок. К тому же не стоит забывать, что Sony является ещё и продавцом контента: фильмов, музыки, игр, телепрограмм. В первую очередь всё это предназначено для смартфонов и планшетов, но никак не для электронных ридеров. Поэтому E-Ink ридеры для Sony не являются финансово интересным продуктом.

Это вполне нормальный процесс для рынка – кто-то остается, кто-то уходит. Для российского рынка уход Sony, кстати, почти не заметен. Этот японский бренд не занимал никакой серьезной доли на нашем рынке, всего лишь порядка 4 процентов. На европейском же рынке японцы конкурировали с Amazon и PocketBook. Для нас это позитивный момент – тем самым мы займем часть аудитории Sony.


Что скажете про конкурентов?

Основные конкуренты – это Amazon и Kobo, на российском рынке они не официально представлены. Это довольно сильные компании, имеющие солидную армию поклонников в мире. Но в России их доля ничтожно мала. В основном устройства этих компаний попадают сюда путём «серых» поставок, либо привозятся отдельными энтузиастами. Понятное дело, что всё это не делает никакой погоды на рынке.

Локальные бренды, которые принадлежат ряду дистрибьюторов: Digma, Texet и Prestigio. Эти компании у многих на слуху. Однако они занимают нижний ценовой сегмент и не имеют собственного производства. Это та самая модель бизнеса, когда компания либо заказывает устройства безымянному производителю, либо выбирает из предлагаемого ассортимента понравившиеся ридеры, а после чего вешает на них свои шильдики, разрабатывает упаковку, пишет документацию и договаривается на поставки большими партиями. Такой бизнес тоже имеет право на существование. И именно он обеспечивает ту самую доступность техники, какую мы имеем в нижнем ценовом сегменте. Понятное дело, что когда покупатель выбирает товар с более высокой ценой, то он гарантированно получает устройство более высокого качества, более долговечное и приспособленное для заявленных целей.


Поговорим о новых технологиях. Как они меняют ридер? Каковы основные технологические тренды в этом сегменте?

Да, E-Ink ридеры меняются. В них появляется много нового, взятого, кстати, из тех же планшетов. Например, подсветка экрана. Хотя мы и продолжаем считать, что для глаз намного полезнее отражённое освещение, но понимаем всю необходимость подсветки. Например, иногда необходимо почитать в тёмное время суток, а подходящей лампы нет. Такое часто бывает в поездке. Да и дома тоже. Сейчас подсветка появляется в топовых моделях, но это только начало, так как эта функция весьма востребована.

Следующей интересной функцией является сенсорная технология. Да, уже можно официально констатировать, что потребитель настолько привык к ней, что требует ставить и в ридеры. Понятное дело, что листать привычным жестом намного комфортнее, нежели нажимая кнопки, но и управлять второстепенными функциями, к примеру, записной книжкой с виртуальной клавиатурой гораздо удобнее именно сенсорной панелью. Это факт, с которым надо мириться и который необходимо учитывать при создании новых моделей. Пока что я прогнозирую, что сенсорными экранами в ближайшем будущем будут оборудоваться примерно 70 процентов всех вновь создаваемых ридеров. И так будет до тех пор, пока технология совсем не подешевеет, что позволит ставить её и в самые доступные по цене модели.

Ещё один тренд – увеличение чёткости экрана. Да, и здесь тоже есть, к чему стремиться. Чем больше разрешение дисплея, тем качественнее получаемая картинка: ровнее шрифты, разборчивее иллюстрации, шире диапазон регулировок крупности шрифта.

Что ещё? Естественно, будет уменьшаться вес устройства и улучшаться его внешний вид. Это тоже обязательная программа уважающего себя и своих покупателей производителя.


Какие литературные произведения предпочитаете читать лично Вы и на каком гаджете обычно это делаете?

Пользуясь служебным положением, я стараюсь читать книги на всех новых устройствах, чтобы лично их протестировать и понять, насколько они хороши и какие недостатки имеют. Вот, например, все последние прочитанные книги читались мной на 650 и 840 ридерах. Очень интересный опыт, скажу я вам. Все же потенциал новинок ощущается весьма хорошо. И есть возможность сравнить разные целевые аудитории, на которые рассчитаны эти ридеры. Первый – мобильное и функциональное устройство, которое отлично подойдёт школьникам и студентам, так как имеет камеру-сканер и умещается даже в небольшой сумке.

А PocketBook 840 – это практически полноразмерная книга, которую весьма уютно читать дома. Причём, читать не только книги, но и электронные версии журналов со множеством картинок, сносок и разнокалиберного текста. Опять же, новые дисплеи доставили удовольствие четкой картинкой.

Я читаю и прозу и фантастику и современных авторов, единственное среди русских авторов не могу выделить фаворитов.

Последние произведения, которые я прочитал: книга Халеда Хоссейни «И эхо летит по горам», Артур Хэйли «Аэропорт», Джеймс Клавелл «Гайдзин».

Люблю кулинарную литературу, недавно мне подарили огромный кулинарный справочник на 3000 тыс страниц.

Скоро поеду в отпуск, прочитаю еще 5-6 книг.

Голосование:
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.31)
Поделиться:
Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Перейти на страницу авторизации