Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться или войти через
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

«Умная» навигация
7 Августа 2007

«Умная» навигация


     
Что главное в путешествии? Главное - не заблудиться, найти правильный путь. Рассчитывать на то, что язык до Киева доведет, конечно, можно, но неконструктивно - не всем же нужно в Киев, в самом деле… К счастью, сегодня найти себя в этом мире достаточно просто - достаточно всего-навсего иметь в кармане мобильный телефон… Впрочем, для красного словца мы немножко слукавили: простого мобильника будет недостаточно, нужен все-таки смартфон, поскольку все существующие решения для GPS-навигации подразумевают наличие у сопрягаемого с соответствующим модулем неких вычислительных способностей и возможности установки софта. Заметим, мы ведем речь именно о полноценной GPS-навигации, а не об услугах операторов, позволяющих с той или иной точностью определить местонахождение телефона. Мы говорим о возможности применять навигационный функционал в полностью автономном режиме, в том числе и тогда, когда сотовых сетей в округе нет вообще никаких. 

Впрочем, прежде чем перейти к обзору аппаратных и программных решений для GPS-навигации, следует все-таки уделить несколько строк упомянутой услуге операторов. Эти сервисы являются своего рода суррогатом навигации, не требующим от пользователя ничего, кроме наличия самого простого телефона. Определение местоположения здесь происходит по очень простому алгоритму: зная, какой базовой станцией в данный момент обслуживается телефон, и примерное (с точностью до 500 м) расстояние до нее, можно нарисовать сектор, в котором с большой долей вероятности будет находиться телефон, если, конечно, он не принимает переотраженный сигнал. Точность определения местоположения в данной ситуации - весьма эфемерное понятие, скорее здесь можно говорить о примерном районе. Этого в принципе достаточно, чтобы не заблудиться в незнакомом городе и найти какие-либо близлежащие объекты, но в качестве поводыря, который шаг за шагом укажет вам, как пройти в библиотеку, эти системы абсолютно непригодны: во-первых, из-за низкой точности, во-вторых, из-за того, что, работая через централизованный сервер, они не дают возможности отслеживания координат в режиме реального времени. Кроме всего прочего, за каждый запрос координат оператор будет взимать с вас денежку, да и действуют системы только в Москве и Петербурге. 

В общем, тот факт, что спутниковая навигация имеет над описанной услугой массу преимуществ, можно считать доказанным. Ведь она работает по всему миру, определяет местоположение с точностью до нескольких метров, и, наконец, платить за услуги ничего не надо. Осталось только превратить свой смартфон в GPS-навигатор. Для этого нужны две вещи: аппаратный GPS-приемник для получения сигналов со спутников и программа, которая использует данные с приемника для отображения вашего местоположения на карте, поиска объектов, прокладки маршрутов и т.п. 

Приемник может уже встроен в смартфон (что часто встречается в современных моделях среднего и премиум-класса), но в большинстве случаев нужно приобрести внешний девайс. Раньше были распространены модули, устанавливаемые в слот для карт памяти (Compact Flash и SD), однако сегодня в связи с миниатюризацией флешек и поголовным внедрением в мобильные устройства Bluetooth-модулей их почти полностью вытеснили приемники с Bluetooth-интерфейсом. Это, например, Globalsat BT-338 или GPSlim236B Bluetooth GPS Receiver (последний, кстати, встречается на прилавке еще под добрым десятком названий, поскольку производится в Юго-Восточной Азии по ODM-контрактам) и тому подобные девайсы. Все они имеют размер не больше спичечного коробка и друг от друга отличаются, как правило, лишь внешним видом, поскольку 99,9% из них построены на одном и том же чипсете - SiRF Star III. Он настолько хорошо себя зарекомендовал, что используется везде, где только можно - кстати, встроенные в смартфоны GPS-приемники также почти всегда основаны именно на нем. (Немного отвлечемся, чтобы заметить, что если вы выбираете смарт с интегрированным GPS-модулем, смотреть следует не только на чипсет, но и на емкость и тип встроенного аккумулятора - чем больше время автономной работы, тем лучше. Также предпочтение следует отдавать не "голым" девайсам, а тем, в комплекте к которым уже идет хоть какой-нибудь софт и карты.) Внешний или внутренний? Понятное дело, что когда у вас уже есть смартфон, такого вопроса при выборе GPS-приемника стоять не будет, однако если вы только решаете его приобрести, задуматься придется. Встроенный приемник избавит вас от головной боли с необходимостью заряжать два устройства сразу и повышенным энергопотреблением смартфона со включенным Bluetooth, также он удобнее при пеших прогулках с навигатором (внешний надо будет куда-то класть). К тому же вам не придется воевать с глюками, так или иначе возникающими при использовании Bluetooth. Зато, купив внешний приемник, вы не будете переплачивать за ненужные вам навороты смартфона (ибо обычно если есть GPS, то и камера не самая простая, и Wi-Fi имеется, и поддержка 3G), то есть, сможете обойтись бюджетной моделью, а также получите универсальное устройство, которое и при смене смарта останется с вами, и к ноутбуку в случае чего подключить можно будет. К тому же в машине внешний GPS-приемник удобнее разместить так, чтобы он видел как можно больше спутников. 

Но предположим, с этой дилеммой вы справились. Возникает следующая, куда более значительная задача - софт. Многообразие представленных на рынке программ поражает воображение, однако достойных внимания решений не так много, поэтому выбор будет простым. Первым делом следует разделить смартфоны по используемой операционной системе: Windows Mobile или Symbian. Динозавры под Palm OS при всей нашей любви к этой операционке уже почти вымерли, поэтому решений под них почти нет - впрочем…

tomtom.jpg


…Впрочем, следует начать с программы, которая одинаково хорошо работает и в версии под Windows, и под Palm OS, и под Symbian, поскольку является кроссплатформенной. Имя ей - TomTom Navigator (tomtom.com ). Обойдемся без лишней сдержанности - по удобству интерфейса "Томтому" равных просто нет! Он одинаково комфортен как при наличии сенсорного экрана, так и без него, причем при наличии сенсорного экрана тыкать в него можно не стилусом, а пальцем, что на ходу и в машине особенно удобно. Продукт ориентирован в основном на Западную Европу, что отражается в наборе карт: наиболее подробные и достоверные карты сделаны именно для этих стран. При этом существуют разные подборки карт - как по отдельным странам, так и по нескольким сразу, степенью детализации они не отличаются, разница только в объеме архива. Для разных версий предусмотрены свои версии карт, несовместимые друг с другом. При этом более свежая версия не всегда означает более актуальную карту. В частности, в случае с картами России. Так, под TT6 имеются подробные карты Москвы и Петербурга (правда, устаревшие года на три, но у конкурентов не лучше, благо все они основываются на картах TeleAtlas), но остальная Россия в них представлена только в виде трассы M18. Под TT5 есть более подробная карта Европейской части России в составе карты Восточной Европы, но по городам с этой картой ездить невозможно - слишком много неточностей. Зато TomTom 6.20 уже умеет читать карты как пятой, так и шестой версии. TomTom весьма функционален - например, в нем предусмотрена прокладка не только быстрейшего и кратчайшего маршрутов, но и маршрута для пешеходов и велосипедистов. Можно последовательно объехать несколько точек; есть возможность предупреждения о превышении скорости (при этом на картах обозначаются ограничения, т.е. знаки - правда, только на картах Европы). Можно объехать какую-то часть маршрута - это очень удобная функция, когда знаешь, что где-то пробка или перекрыто движение. TomTom умеет скачивать информацию о пробках из Интернета, но эта услуга платна и в России не работает. Если вы используете внешний GPS-приемник, программа сама сможет включить в смартфоне Bluetooth и "подцепить" его - у других этого нет. Также программа умеет автоматически регулировать громкость голосовых подсказок, а также на большой скорости отключать дисплей из соображений безопасности, чтобы вы на него не отвлекались. Радуют "дневной" и "ночной" режимы - цветовая гамма подобрана так, чтобы все было видно и при этом не уставали глаза, правда, автоматического переключения между ними нет. Еще одна приятная фича - при пропадании сигнала со спутников, например, при въезде в тоннель, изображение становится черно-белым, но вы все равно движетесь по карте - с той же скоростью, что и до потери связи. Особенно это актуально на различных подземных развязках, которых полно в Европе. Другие программы этой возможности лишены. Кстати, о Европе. С картами пятой версии мы этой зимой от души покатались по Финляндии, Германии, Бельгии, Голландии и Люксембургу, ни разу не взглянув на бумажную карту (у нас ее и не было), правда, по дороге до Финляндии в Ленинградской области часть нашего пути благодаря "Томтому" прошла не по федеральной трассе, а разбитой грунтовке среди болот - видимо, разработчики позаботились и о контрабандистах. Карты шестой версии помогают в городе, когда нужно оперативно ехать по незнакомому адресу. Бывают, конечно, проколы: иногда программа предлагает ехать под "кирпич" или поворачивать налево там, где поворот запрещен, однако удобство интерфейса и оперативность поиска нивелируют этот недостаток. 
В пешеходном режиме TomTom не так удобен: на малых скоростях движение происходит как бы скачкообразно - можно пройти несколько сотен метров и только после этого ваше положение на карте изменится. Поэтому для пешеходных прогулок удобнее будет проложить маршрут, а потом периодически смотреть на карту, чем пользоваться голосовыми подсказками. В машине однозначно "рулит" голос, однако русификация как интерфейса, там и подсказок оставляет желать лучшего, поэтому лучше пользоваться англоязычной версией - иначе думая над тем, что значит "пересеките ротонду, второй съезд", вы можете уехать куда-нибудь не туда, хотя это всего лишь означает, что на перекрестке с круговым движением нужно ехать прямо. 

Прямым конкурентом TomTom на смартфонах под Windows Mobile является iGo MyWay 2006 (igo-go.ru ), карты здесь те же, однако при движении на карте отображаются также дома (не номера домов, а просто их "вид сверху" - как на растровых картах). Также программа умеет автоматически переключать цветовую гамму с ночной на дневную и обратно в зависимости от времени суток - по умолчанию это происходит вместе с восходом и заходом солнца - благо время этого события заранее известно для любого дня в году. Названия российских улиц и населенных пунктов в iGo вводятся и отображаются кириллицей (в "Томтоме" - транслитом), что удобно. Правда, все эти достоинства нивелируются подчас откровенно бестолковой прокладкой маршрута - до точки назначения вы, конечно, доедете, но зачастую не так быстро, как хотелось бы, при этом на каждом перекрестке вам будут упорно твердить, что дальше надо ехать прямо - это раздражает, лучше предупреждать о поворотах, а прямо ехать по умолчанию. Алгоритм прокладки маршрутов для каждой программы, понятное дело, не раскрывается, но, например, "Томтом", по ощущениям, явно не любит заставлять вас поворачивать налево со второстепенной дороги, а iGo считает, что так быстрее. Вообще же, конечно, стоит попробовать обе программы и решить, какая из них вам больше нравится. 
В программе Destinator 6 (destinatortechnologies.com ) используются те же карты и алгоритм прокладки маршрутов, что и в iGo, однако впечатления от этого продукта портит совершенно ужасный интерфейс! Без стилоса здесь не обойтись, а тыкать им в маленькие кнопочки с малопонятными сокращениями неудобно. Голосовые подсказки программа то дает не к месту, то не дает вовсе, главный экран программы при этом перенасыщен информацией, поэтому сориентироваться в ней, просто на секунду оторвав взгляд от дороги, непросто - придется долго смотреть и соображать, что на безопасности движения сказывается не самым положительным образом. Зато есть интересная опция - запись маршрута с возможностью в дальнейшем просмотреть, где вы ехали. И еще одна интересная опция - именно эту программу с картой Москвы и Петербурга велик шанс получить безвозмездно при покупке какого-нибудь девайса, а дареному коню в зубы, хоть они и заведомо кривые, не смотрят. 

GisRussa.jpg

Прелесть ее заключается, во-первых, в бесплатности самой программы и карт к ней, а во-вторых, в высокой детализации карт и их актуальности. С точки зрения оптимальности прокладываемого маршрута равных ей нет! И третье - карты "Руссы" имеются не только для Москвы и Петербурга, но и для всей России и стран СНГ. Это, с одной стороны, ограничивает применение программы родными просторами (карт Европы нет), но, с другой стороны, именно этих-то просторов больше ни у кого и нет! Поэтому, собираясь к бабушке в Саратов, без "Руссы" не обойтись никак. Однако эта замечательная с точки зрения функциональности программа (помимо банальной функции прокладки маршрута и ведения по нему здесь есть, например, расчет средней и максимальной скорости, одометр и прочие интересные опции, включая, конечно же, автоматическую смену ночного и дневного режимов) как и большинство отечественных разработок в какой бы то ни было области, имеет поистине кошмарное юзабилити. Чтобы разобраться с поиском адреса и доехать куда-нибудь, необходима не поллитра, а целая цистерна, а таких привычных по западным продуктам вещей, как 3D-отображение карты или автоматическое масштабирование и вовсе не предусмотрено. С другой стороны, не следует требовать всего и сразу от бесплатной программы, не правда ли? Ведь если всерьез заняться интерфейсом и всякими "рюшечками", бесплатной она тут же быть перестанет, и за нее начнут просить пару сотен евро плюс по полтиннику за карту, как это делают конкуренты. Впрочем, уже вышла бета-версия под новым названием "Руса": в "базовой комплектации" она и карты к ней будут бесплатными, правда, заставить ее работать у нас не получилось, на то она и бета. 

Легендарную программу Ozi Explorer (oziexplorer.com ) конкурентом четырем вышеперечисленным назвать сложно - она предназначена для работы в первую очередь с растровыми картами и маршруты - не ее стихия. Зато с ней вы можете отправляться в любую точку земного шара, предварительно отсканировав нужную карту из атласа - "Ози" будет исправно показывать на карте ваше положение и пройденный маршрут, а разобраться с тем, куда надо идти, сможет и третьеклассник - в конце концов, всех нас в школе учили пользоваться картами! Ведь согласитесь - векторную карту затерянного в тайге поселка вряд ли кто-то будет делать, поскольку на нее не будет спроса, а растровая в том или ином виде есть всегда - так что вы нигде и никогда не заблудитесь. Кстати, покупать сканер и искать атласы вам, возможно, и не придется - огромное количество энтузиастов уже сделало это до вас и выложило готовые карты в Сеть - разумеется, бесплатно - осталось только скачать и пользоваться. 

Жителям Москвы подойдет и PocketGPS Pro Moscow (pocketgps.ru ) - программа имеет собственную очень подробную карту столицы и области (регулярно обновляемую), функциональность и удобство на уровне лучших зарубежных аналогов и работающую (за примерно 200 рублей в месяц) систему оповещения о пробках и прокладки альтернативных маршрутов. Правда, на деле толку от нее немного, поскольку актуальность информации о пробках низкая, а объехать московские пробки практически невозможно - если где-то затор, то он имеется и на всех соседних улицах. 

Теперь пора перейти к Symbian-смартфонам. TomTom под них также существует, есть и Ozi Explorer, поэтому еще раз рассказывать об этих программах смысла, наверное, нет, зато обязательного внимания заслуживает приложение SmartCom GPS (wild-mobile.ru ), которое работает на всех основных Symbian-платформах: S60, S60 3rd Edition и UIQ. По своей функциональности оно сравнимо с Ozi Explorer - и даже совместима с ним по форматам файлов - карты здесь тоже растровые. Конечно, поддержка маршрутов тоже имеется - но важно понимать, что маршрут на растровой карте - это, грубо говоря, просто нарисованная на ней линия, прокладывать ее вам придется самостоятельно (есть вариант - можно скачать готовое решение из Интернета) для каждого конкретного путешествия, причем заранее, а в дальнейшем можно будет только следовать ему. Тем не менее, SmartCom имеет две очень важных особенности: во-первых, программа умеет автоматически выкачивать из Интернета через GPRS или Wi-Fi нужную карту, если таковая имеется (смысл в том, что если вы оказались в местности, карты которой у вас нет, вы все равно не заблудитесь), а во-вторых, умеет с заданной периодичностью или по команде вручную отсылать SMS с вашими координатами, благодаря чему вы сможете нормально "объяснить" кому-нибудь, где вы находитесь. Кстати, если у адресата тоже есть смартфон с GPS, он сможет посмотреть ваше местоположение на карте, а если у него стоит TomTom, то к нужной точке (по широте и долготе) будет проложен маршрут. Еще одно применение данной функции - отслеживание перемещений в пространстве тех или иных объектов - это может быть полезно в массе случаев, начиная с учета в корпоративном автопарке, заканчивая наблюдением за собственным ребенком. 

С векторными картами на смартфонах под управлением Symbian умеет работать также программа VITO SmartMap (vitotechnology.ru ). Эта программа, кстати, есть и под Windows Mobile, но в том сегменте выглядит на фоне конкурентов достаточно бледно, а вот здесь - в самый раз. Карты к VITO продаются всего по $4, для России есть карты Новосибирска (именно там сидят разработчики), Западной Сибири и Московской области, однако для зарубежных стран карт достаточно много, поэтому программу можно смело рекомендовать путешественникам. Программой можно пользоваться и без карт - тогда в абсолютной глуши вы всегда сможете найти обратную дорогу - VITO SmartMap просто запомнит, где вы шли или ехали, и направит вас назад тем же путем. 
Для смартфонов Nokia на платформе S60 существует замечательное приложение Smart2Go (smart2go.com ), идущее в комплекте с новыми девайсами, оснащенными GPS-приемником, и бесплатно скачиваемое на все остальные. Программа находится в стадии бета-тестирования. В бесплатной ее версии можно просто просматривать свое местоположение на карте, а в коммерческой появляется прокладка маршрутов и пошаговая навигация. Коммерческая версия распространяется по подписке на определенный срок. Программа умеет, определив координаты, автоматически скачивать нужный фрагмент карты через GPRS или Wi-Fi, благодаря чему вы никогда не заблудитесь - в пределах имеющихся карт, конечно, и не заплатите лишних денег за загрузку участков карты, которые вам не нужны. Для России доступны карты Москвы и Петербурга, для других стран, особенно Европы и США, покрытие гораздо более полное. 
Для путешествий за рубеж подойдет и пакет Navigate от компании Route 66. По удобству и функциональности он приближается к TomTom, однако карты от Navteq предлагаются только для Европы и США, поэтому российским потребителям этот продукт будет, видимо, не столь интересен - по крайней мере, до появления актуальных карт нашей страны. 

В любом случае советуем вам попробовать все программы - чтобы выяснить, что больше всего подойдет именно вам, благо, многие из них имеют полнофункциональные демо-версии, работающие определенное время, а другие бесплатно скачиваются с Rapidshare и прекрасно работают всю оставшуюся жизнь. Доброго пути!
Голосование:
(Нет голосов)
Поделиться:
Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Перейти на страницу авторизации