Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться или войти через
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

ГЛОНАСС/GPS навигатор РИРВ НТ-1813
2 Ноября 2010

ГЛОНАСС/GPS навигатор РИРВ НТ-1813


     
Автор: Игорь Волков

РИРВ НТ-1813 – первый в мире носимый навигатор ГЛОНАСС/GPS. Отличительной чертой НТ-1813 является более высокая точность позиционирования, в разы превосходящая точность обычных GPS-навигаторов, которая обеспечивается совместным расчетом сигналов от спутников систем ГЛОНАСС и GPS
.

Навигатор с ГЛОНАСС, о необходимости которого так долго и настойчиво писали «Мобильные Новости», наконец-то готов к серийному запуску.

Дело не в том, что в «Мобильных Новостях» работают патриоты до мозга костей: мы, в конце концов, никаких грантов и прочих денег от правительства никогда не получали и поэтому целиком и полностью стоим на стороне наших читателей, которые своим рублем голосуют за объективность и профессионализм наших материалов. Если рассуждать совсем отстраненно, то большинству наших читателей должно быть в известной степени все равно, каким образом навигатор определяет свое местоположение: главное, чтобы он делал это максимально точно. А вот тут у паралельного применения ГЛОНАСС и GPS есть преимущества, так как такой тандем в значительной степени может увеличить точность позиционирования. Декларируемая точность ГЛОНАСС и GPS сопоставима и достаточно высока, но из-за погодных факторов, плотной городской застройки, и как следствие, приема переотраженного сигнала точность определения местоположения систем по отдельности не всегда безупречна. Разработчикам навигационных программ это хорошо известно и для минимизации последствий недостаточно точного позиционирования в программах существует такая функция, как привязка отображаемого на дисплее навигатора маркера текущего местоположения к ближайшее дороге.
Основное меню навигатора, меню выбора навигационной системы и меню отображающее сколько спутников и каких систем сейчас доступно навигатору
Если бы такой опции в программах не было, то при использовании навигатора курсор, отображающий текущее местоположение постоянно бы прыгал по обеим сторонам от дороги, затрудняя процесс навигации. Но кроме пользы, у этой опции есть и побочный эффект: если вы решили сойти с проложенного маршрута, навигатор не спешит строить новый, поскольку не понимает, действительно ли вы сошли с маршрута или это погрешность определения ваших координат. Представьте, что вы движетесь по дороге, у которой есть дублер в том же направлении (самый яркий пример – это Ленинградский проспект в Москве), с которого возможен поворот, недоступный с вашей дороги. При столь близком расположении дорог погрешность определения позиционирования не дает навигационной системе однозначного ответа, по какой из параллельных дорог вы движетесь. В результате маршрут может быть проложен неверно. Самый же болезненный случай – это многоуровневые развязки, где участки дорог очень часто не только идут параллельно, но еще и одна над другой. В этом случае проложенный навигатором маршрут, да и сам навигатор может оказаться бесполезным, поскольку ведет к цели не из той точки, в которой реально находится автомобиль.

Параллельное применение ГЛОНАСС/GPS дает возможность решить эту проблему. Благодаря более точному (несколько метров вместо нескольких десятков метров) определению координат можно изменить настройки навигационной программы, снизив порог привязки к дороге, что позволит решить проблему движения по близко расположенным дорогам. Для еще большего повышения точности позиционирования могут использоваться корректирующие сигналы SBAS (Satellite Based Аugmentation System), которые передаются с геостационарных спутников над определенными регионами. В частности, в западной части России будут приниматься сигналы EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Service). Такие сигналы также могут приниматься приемовычислительным модулем навигатора.

Чтобы не быть голословными, мы провели эксперимент, который каждый может повторить самостоятельно. На двух навигаторах с одинаковой навигационной стистемой и версией карт мы проложили один и тот же маршрут, но в какой то момент свернули в «карман», идущий вдоль домов параллельно основной дороге. Как видно из скриншотов, навигатор НТ-1813 смог понять, что мы отклонились от маршрута и свернули в карман, а тот, который ловил лишь сигналы GPS, продолжал считать, что мы едем по основной улице. Это наглядно демонстрирует практические преимущества параллельного использования ГЛОНАСС и GPS в навигаторе НТ-1813.

2.jpg

Вообще правило дублирования жизненно важных систем, которому столь большое внимание уделяют в военной технике, не лишен смысла и в гражданском устройстве. В наше неспокойное время вполне возможен вариант развития событий, при котором США по каким-либо причинам включат селективный доступ к GPS над определенной территорией, и тогда все гражданские навигаторы разом перестанут функционировать. Если бы такой опасности не существовало, то всем вполне хватило бы GPS (стоит уточнить, что GPS – это просто аббревиатура от слов Global Positioning System – «глобальная система позиционирования», а то, что привыкли называть «джипиэсом», на самом деле именуется NAVSTAR) и России не надо было бы вкладывать многие миллиарды в ГЛОГАСС, Европейскому союзу в Galileo, а Китаю в Compass. Спутниковая навигация – это стратегически важное направление для страны, где нельзя полагаться на сегодняшних союзников или партнеров, ведь «политика партии» другого государства всегда может неожиданно измениться в любой момент. Для любого государства основное значение спутниковой навигации – военное, а возможность использования системы в гражданских целях – не более чем побочный продукт. Однако тот факт, что военными системами разрешают пользоваться всем подряд, никак не связан с шириной американской или российской души: давая коммерческим компаниям возможность использовать спутниковую систему в гражданских целях, государства просто перекладывают на их плечи задачу постоянного совершенствования абонентского оборудования. В противном случае военные навигаторы до сих пор были бы размером с телевизор просто потому, что государственных денег не хватило бы на подобные масштабы разработок.

3.jpg

Разобравшись в вопросе, почему автонавигатор, одновременно поддерживающий ГЛОНАСС и GPS лучше, чем обычный GPS-навигатор, перейдем к самому НТ-1813 разработанному в ОАО «РИРВ» (Российский Институт Радионавигации и Времени). Благодаря дисплею в 3,5 дюйма НТ-1813 оказался в очень интересной нише, в которой представлены GPS-навигаторы начального уровня, отличающиеся невысокой ценой и минимумом функций.

В функциональном плане по сравнению с ними РИРВ смотрится очень хорошо. Работая под управлением операционной системы Windows CE 6.0, он может похвастаться продвинутыми аудио- и видеоплеерами, а также программой для чтения электронных книг AiReader v2.5, которая поддерживает большинство известных кодировок, включая HTML, RTF, TXT, PDB/PRC, FB2, DOC, DOCX, ODT, SXW, ABW, ZABW, RB, TCR. Проблем с русским языком у нее тоже никаких нет: РИРВ НТ-1813 разработан и выпускается в России (в Санкт-Петербурге), поэтому китайские иероглифы вместо русских букв в нем действительно смотрелись бы неуместно.

В качестве медиаплеера используется WinCE-версия хорошо известного плеера CorePlayer, который прекрасно проигрывает как видео, так и аудио.

Конечно, с неконвертированным видео процессору навигатора будет трудно справится (воспроизведение периодически замирает на секунду или две), но зато фильмы с битрейтом около 220 Кбит/сек и разрешением 320х240 ему вполне по зубам. Сегодня на многочисленных сайтах в Интернетн можно найти практически любой фильм или сериал, уже адаптированный под это разрешение.

Правда, НТ-1813 имеет лишь один динамик, а разъема для подключения наушников у него нет, поэтому использовать его в качестве MP3-плеера будет удобно в первую очередь для прослушивания в автомобиле аудиокнижек, для которых отсутствие стереозвука не критично.

НТ-1813 – один из первых навигаторов, построенных на отечественном трехмодовом приемовычислительном модуле ГЛОНАСС/GPS/SBAS 1К-181 с интегрированной системотехникой, тоже разработанном в ОАО «РИРВ». ОАО «РИВР» является одним из родоначальников разработки системы ГЛОНАСС и нет ничего удивительного, что в компании ведется полный цикл создания устройств.

Процессор у навигатора довольно мощный: это FreeScale i.MX31 с тактовой частотой 532 МГц. Это гарантирует быструю обработку информации со спутников ГЛОНАСС и GPS, а также плавную прокрутку карт и быструю прокладку маршрутов.

Внешне НТ-1813 больше всего напоминает перевернутый КПК без навигационных клавиш. Сборка на удивление качественная: ни люфтов, ни зазоров у корпуса нет. Видимо, сказываются навыки военного производства, которое велось на предприятии чуть ли не с момента его создания. 3.5-ой дюймовый дисплей достаточно яркий чтобы даже в солнечный день, не надо было напрягать зрение для того чтобы разглядеть куда ехать. Навигатор выполнен из приятного на ощупь пластика черного цвета, а по бокам имеет серые участки, плавно переходящие в резиновые вставки, которые помогают лучше удерживать устройство в руках. Сверху находится прозрачная кнопка включения, которая также переводит навигатор в режим ожидания. Во время подзарядки эта кнопка подсвечивается изнутри. На правом боку под резиновой заглушкой находится разъем miniUSB и кнопка Reset, еще чуть выше расположен разъем для опционального подключения внешней антенны. На левом боку присутствует только разъем под карту памяти SD (в комплекте идет карточка на 1 Гб). На тыльной стороне расположен аккумуляторный отсек и прорези динамика. К слову, аккумулятор в навигаторе достаточно мощный – целых 1800 мАч! Он может обеспечить работу навигатора в течение примерно семи часов (разработчикам удалось создать ГЛОНАСС/GPS модуль с рекордно низким энергопотреблением).

4.jpg


В комплекте к навигатору идет автомобильное и сетевое зарядное устройство и даже дополнительная крышка аккумуляторного отсека (рассчитанная на аккумулятор большей емкости и размера), а вот держателя с присоской на лобовое стекло автомобиля, в коробке вы не найдете. Отдельно можно докупить аккумулятор повышенной емкости (Li-Ion, 3600 мАч), внешнюю антенну и чехол.

Главное меню навигатора состоит из шести разделов: Компас, Карта, Диаграмма, Навигация, Приложения, Настройки. В меню «Приложения» спрятаны читалка книг и плеер, о которых мы уже упомянули выше. В меню «Настройки» можно выбрать, пользоваться ли ГЛОНАСС, GPS и SBAS и в какой комбинации. Также можно выбрать вариант оформления меню, часовой пояс и отрегулировать громкость. В подменю «Пороговые значения» можно произвести настройки, лавируя между повышением точности позиционирования и расширением угла обзора приемника (чем больше угол, тем с большего количества спутников может приниматься сигнал).

Навигационная система СитиГИД запускается при нажатии на пункт меню «Карта». В меню «Компас» находится электронный компас, который будет полезен в местности, для которой в памяти навигатора не окажется карт.

В меню «Навигация» можно посмотреть текущую широту и долготу точки, в которой вы находитесь, а также высоту над уровнем моря, скорость и азимут направления.

В меню «Диаграмма» можно в наглядной форме увидеть, сколько каких спутников «видит» навигатор, а также уровень сигнала каждого из видимых спутников. В городских условиях в автомобиле навигатор обычно считывал информацию с 3-6 спутников ГЛОНАСС из 8-10 видимых и с 3-6 спутников GPS из 8–14 видимых. При этом в среднем число используемых спутников обеих систем было одинаковым, синхронно увеличиваясь при выезде на открытый участок и уменьшаясь на участках с плотной городской застройкой. Максимальная величина «отрыва» одной системы от другой составляла два спутника, но менее трех ни у той, ни у другой системы не было (за исключением нахождения автомобиля в туннелях или крытых паркингах). Какого либо смысла в применении дополнительной внешней антенны я не вижу, поскольку и без нее навигатор всегда ловил сигналы достаточного количества спутников.

5.JPG
Основное меню навигатора, меню выбора навигационной системы и меню отображающее сколько спутников и каких систем сейчас доступно навигатору

Разделы меню «Компас», «Диаграмма» и «Навигация» взаимосвязаны и между ними можно переключаться, не выходя в главное меню. Из них же возможен и прямой переход в навигационную систему СитиГИД. В этих же разделах отображаются текущее время, дата и уровень заряда батареи.

Вручную можно установить только часовой пояс, а само время навигатор синхронизирует со спутниками.

Уровень заряда батареи отображается только в упомянутых выше разделах меню, в самом верху экрана цепочкой из двадцати сегментов, что в моей практике является рекордом подробности отображения этого параметра.

В тестируемом нами образце установлена программа СитиГИД версии 3.5. Интересно, что она каким-то образом интегрирована в главное меню навигатора, благодаря чему переключение между СитиГИД и другими разделами меню происходило моментально, а в меню СитиГИД был прямой переход в главное меню навигатора. НТ-1813 – это тот редчайший случай, когда интерфейс навигационной системы имеет не альбомную, а портретную ориентацию, то есть рабочим положением экрана является вертикальное. Это дает возможность отобразить на экране участок маршрута на треть более длинный, чем при горизонтальной ориентации дисплея и том же масштабе карты.

Наглядно увидеть различия в точности позиционирования между ГЛОНАСС и GPS по отдельности и в сравнении с их совместной работой можно с помощью одной из особенностей навигационной системы СитиГИД. Те, кто ею пользовался, замечали, что рядом с курсором, отображающим машину на маршруте, часто можно видеть какую-то красную точку. Эта точка отображает истинные координаты, рассчитанные по информации со спутников, а уже сама навигационная система додумывает, что, скорее всего, машина все-таки движется не по крышам домов, а по ближайшей дороге. Так вот, если у НТ-1813 одновременно включены и GPS и ГЛОНАСС, то эта точка практически никогда не будет выскакивать из-за треугольника курсора. В случае же с использованием только ГЛОНАСС или только GPS эта точка то и дело будет видна рядом с курсором, а иногда и на порядочном удалении от него.

Мы неоднократно уже описывали на страницах нашего журнала работу навигационной системы СитиГИД и поэтому не будем подробно останавливаться на описании ее функциональности. Достаточно будет сказать, что это одна из лучших российских навигационных систем, поддерживающая всю возможную функциональность, за исключением разве что street view (впрочем, ни у одной из навигационных систем сейчас нет street view, работающего в России).

6.jpg
Скриншоты навигационной системы СитиГИД


НТ-1318 можно смело называть лучшим навигатором с поддержкой ГЛОНАСС. Своему обладателю он способен обеспечить в два раза более высокую точность позиционирования, что будет особенно полезно в случае с идущими рядом параллельными дорогами и на сложных развязках (что в крупных городах встречается достаточно часто). Он снижает вероятность потери сигнала в условиях мертвых зон (районы с плотной городской застройкой, пересеченная местность, высокие широты). Кроме того, даже в случае аварии или закрытия гражданского канала GPS пользователь НТ-1813 все равно останется с исправно работающим навигатором.

Навигатор предоставлен Российским Институтом Радионавигации и Времени (РИРВ).

РИРВ НТ-1813
Приемовычислительный модуль: 1К-181 (ГЛОНАСС/GPS/SBAS)
Операционная система: Windows CE 6.0 Процессор: FreeScale i.MX31 532 МГц Дисплей: 3,5”, TFT, 320х240
Оперативная память: 128 Мб
Объем встроенной памяти: 128 Мб Карточка памяти: SDHC (до 16 Гб)
Интерфейс: USB 2.0
Навигационная система: СитиГИД v3.5
Карты, идущие в комплекте: Москва, Московская обл., Санкт-Петербург, Ленинградская обл., Эстония, Рига, Киев Лайт, Алматинская обл. Лайт, Астана Лайт, Украина, Схема дорог Европы и Азии
Функции: Аудио-видео плеер, читалка книг
Аккумулятор: Li-Ion 1800 мАч Время работы без подзарядки: до 7 часов
Размер: 130x79x20 мм Вес: 200 г.
Голосование:
(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Поделиться:
Комментарии
leha leha
20.12.2010 19:01:27
Хорошая железка..
nessy1967 nessy1967
06.03.2011 17:56:43
Поддержка ГЛОНАСС - это большой плюс, ведь ГЛОНАСС - это альтернатива американским системам . Наши первые запустили спутник , а систему навигации к нему "прикрутили" первы
е американцы .

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Перейти на страницу авторизации