Интернет-журнал «Карты и Навигация» представляет интервью с Андреем Павловичем Лемешко, Генеральным директором ООО "Мобильные Системы Поиска" (торговая марка Бумеранг). Беседу вел: Евгений Пащенко Андрей Павлович, чем занимается ваша компания?
Наша компания занимается двумя основными направлениями и одним субнаправлением. Основные направления – «безопасность» и «мониторинг». Казалось бы эти два направленияочень похожи, но есть существенное различие, потому что в современном мире "безопастность" и "мониторинг" конфликтуют друг с другом. Объекты, находящиеся на мониторинге в режиме on-line, сами выдают себя тем, что их можно вычислить радиочастотным сканером. Поэтому направление «мониторинга» к «безопасности» отношения не имеет, и мы его вывели в отдельное русло, где используется другое оборудование. Если в направлении «безопасность» мы несем финансовую ответственность в случае угона транспортного средства перед страховщиками, то «мониторинговое» оборудование устанавливается с целью слежения, и говорить о качественном противодействии преступным посягательствам не приходиться. Что касается моделей, есть еще направление по персональному трекингу, оно создано непосредственно для людей. Так, для мониторинга детей, персонала или даже домашних животных (устанавливается на ошейник) сделаны персональные трекеры – небольшие устройства, чуть больше спичечного коробка. Персональный трекинг позволяет в режиме мониторинга наблюдать за перемещением обладателя данного трекера. С помощью дополнительных опций, например голосовой связи, можно использовать трекер как мобильный телефон для экстренной связи. По трекеру можно делать вызовы по заранее запрограммированным номерам. Например, ребенок нажал кнопку, позвонил маме или папе: раздается звонок, или вибро-сигнал, или мелодия как у обычного телефона. Можно даже не покупать ребенку отдельный телефон. Тем более, что трекер не позволяет баловаться платными SMS.
1. Прибор (GPS трекер) ежеминутно определяет свои координаты по сигналу от спутников 2. Полученные координаты трекер отправляет на специальный интернет сервер 3. Любой пользователь, через интернет может подключиться к данному серверу. Введя логин и пароль, пользователи могут посмотреть, где на текущий момент находится владелец прибора, а также увидеть всю историю его перемещений Какие трекеры, вы предлагаете своим клиентам? У нас сейчас есть несколько разновидностей трекеров. Один литовского производства «Teltonika», другой "Вояджер" питерского завода «Ритм». Еще у нас прошли все испытания часы китайского производства, работают хорошо, они предназначены для детей. Все эти три прибора, которые мы сейчас эксплуатируем для персонального мониторинга, доказали свою жизнеспособность. Конечно, на рынке представлено очень много девайсов. Мы изучали и американские, и китайские, и испанские, но при всем богатстве выбора в соотношении цены и качества эти два наименования наибольше нам подходят. Сколько стоят эти модели? Вообще разброс цен на персональные трекеры значителен: от двух до десяти тысяч рублей. За 2000 рублей продается простейший китайский трекер с каналом передачи по SMS. Батарейка держит недолго, есть самые элементарные функции. А «недолго» - это сколько ? «Недолго» зависит от режима. Если вы хотите наблюдать за обладателем данного трекера, получать SMS с отчетом о его перемещении каждые пять минут, то батарейки хватит на шесть часов работы. В режиме же on-line с SMS-отчетом каждые пятнадцать секунд батарейки хватит всего на час. Если брать хорошо зарекомендовавшие себя модели, то трекер «Teltonika» работает пять часов. В качестве канала для передачи информации в нем используется не SMS, а GPRS. В режиме on-line он находится уверенно. Исключение, наверное, составляют какие-нибудь глухие деревни, где GPRS плохо работает. Работает порядка 20-ти часов в режиме непрерывного мониторинга, но и цена трекера в настоящее время составляет около шести тысяч рублей. «Вояджер» очень достойный прибор, он работает приблизительно 20-ть часов в режиме on-line. Функционал такой же как и «Teltonika», но цена на тысячу рублей дешевле. Хороший прибор, но некоторым кажется, что сделан грубовато, в общем, дело вкуса. А по автомобильным трекерам? Среди автомобильных приборов тоже очень большой выбор. Но мы остановились на нашем производителе – завод «Ритм». Особую гордость вызывает «секретная закладка» - Вояджер 4. Похвастаюсь, что за 6 лет эксплуатации нашей компанией Вояджера 4 было предотвращено около сотни угонов. У этого прибора есть функция спящего режима работы. Смысл заключается в том, чтобы обмануть угонщика, создать иллюзию, что на машине ничего нет. Когда профессиональный угонщик идет на дело, он обязательно имеет с собой два прибора. Первый – это радиочастотный сканер. Подойдя к машине, угонщик замеряет излучение, если оно есть, значит на машине что-то установлено. Причем, если сканер профессиональный, то он увидит все радиочастоты, в том числе и частоту пеленга Аркана. Итак, угонщик обнаружил излучение и на какой частоте оно происходит. Далее он достает второй прибор – генератор белого шума, или «глушилку», и на выявленной частоте, создает помехи, тем самым отрезая объект от диспетчерского центра. Если провести аналог с сотовым телефон, то если у вас на мобильном телефоне 4 «палочки» сотовой связи, а тут раз, и все пропало. Нет связи. Прибор может и хочет послать какое-то тревожное сообщение, передать свою координату, но не может этого сделать, потому что не может получить регистрацию в сети GSM. Дальше угонщик под «глушилкой» везет машину в экранированный отстойник, где и так не проходит излучение, спокойно там вычисляет расположение охранного устройства и демонтирует его с автомобиля. Современные сканеры могут найти предмет излучения с точностью до сантиметра. Вычисляется и деактивируется вся система охраны. Есть на рынке аналогичные системы, работающие в спящем режиме? Да, на рынке присутствуют и другие разработки. Стоит, наверное, отметить тот же «Цезарь», одноимённой охранно поисковой системы. Есть еще компания «Кобра коннект», которая использует аналогичные устройства. «Надежда» - разработка компании «Андромеда». Можно еще долго перечислять, у каждого есть свои плюсы и свои минусы. Некоторые производители хвастаются, что у них вообще прибор не подключается к бортовой сети, а внутренний аккумулятор позволяет работать пару лет, потом лишь нужно вызывать сервис, чтобы поменять аккумулятор. Но на самом деле испытания показали, что в наших северных широтах при температуре ниже -22 градусов аккумулятор быстро выходит из строя, поэтому в сервис придется обращаться гораздо чаше, чем раз в два года. А как самостоятельно узнать работает ли трекер в данный момент? Как правило, в таких системах предусмотрена плановая SMS, которая приходит один раз в день с содержанием типа: «Я здоров. Все в порядке». Если по каким-то причинам SMS не пришла, то нужно проконтролировать почему. На уровне мониторинговой компании поручить такой контроль людям не самая лучшая идея. Надежнее выработать программный алгоритм, выявляющий объект, который не вышел на связь по каким-либо причинам. И далее уже программа выдает информацию оператору, который принимает решение. Допустим, у вас 1000 объектов с закладками, программа сообщила, что 100 объектов по каким-то причинам не вышли на связь, причем не выйти на связь они могли по естественным причинам: уехал в деревню, где нет связи, или заехал в подземную парковку и оставил там машину. Тут и начинается неразбериха с выяснением причин, обзвоны. Как правило, заканчивается подобная деятельность недовольством клиента. Поэтому на счет аккумуляторов автономной работы или с подзарядкой – это вопрос скорее политический, то есть компания сама выбирает для себя что ей предпочтительней. Мы выбрали для себя разработку, в которой аккумулятор все-таки присутствует. Например, на «Вояджере 4» предусмотрена так называемая «логика подзарядки», где непросто подключение к бортовой сети автомобиля, там немного по-другому все организованно. Здесь нужно рассказать еще об одном способе угонщика выявления противоугонных систем на борту автомобиля. Это замер показания потребления тока. Если угонщик грамотный, то он знает, что, например, BMW 6 серии в состоянии покоя потребляет 15 миллиампер. Если потребление тока больше, следовательно здесь что-то установлено, и оно потребляет ток, по мимо штатного оборудования. Грамотный электрик за минуту разберется какая именно цепь потребляет и отключит ее. Естественно, все замеряется на заглушенном двигателе, ведь если мотор заведен, то идет большое потребление электричества, и на этом фоне потребление энергии трекером будет незаметно. Почему я это рассказываю? Например, у «Вояджер 4» логика подзарядки следующая: при заглушенном двигателе он ничего не потребляет, не выдает себя, живет за счет своего аккумулятора, но как только машина завелась трекер распознает этот факт и «думает»: «о, машина завелась, значит можно заряжать внутренний аккумулятор». Такой алгоритм подзарядки срабатывает, даже если, например, разредилась батарейка от мороза, все равно от аккумулятора поступает ток, поскольку аккумулятор до конца не умирает, а просто теряет емкость. Расскажите о мониторинге автомобильного транспорта? По автомобильному мониторингу - слежение в режиме on-line, тоже очень много предложений на рынке. Мы также используем прибор «Вояджер 2» российской компании «Ритм». Он представляет собой мониторинговый блок, классическая спутниковая система. Основными потребителями являются транспортные предприятия (такси, дальнобойщики и т.д.), у которых приоритетной задачей является контроль своих водителей. Там есть масса дополнительных функций, таких как контроль топлива. У «Вояджера 2» гибкое программирование. Устройство подключается на любую машину, у которой есть так называемая CAN шина для подключения к бортовому компьютеру. Блок ставится скрыто или водитель знает, что в машине, на которой он работает, есть трекер и за ним всегда следят? На мой взгляд, зная о таком трекере, водитель может попытаться ее отключить или как-то обмануть? Когда мы ставим блок своим клиентам на транспортных предприятиях, мы всегда говорим, что если вы наложите взыскание на своего водителя один раз, второй раз, то в третий раз он найдет способ деактивации системы. У нас даже была собрана коллекция проколотых иголочками микросхем, устройств с короткими замыканиями, даже был прибор, который пытались вывести из строя электросваркой. Поэтому единственный способ – это платить водителю нормальную зарплату и ставить его в известность об установленном на машине приборе, а также о полной материальной ответственности водителя за его работоспособность и сохранность. Ну, или увольнять, высчитав за порчу прибора. Задача перед прибором ставится не только в контроле маршрута следования и контроле водителя, а также в обеспечении его безопасности и возможности вызвать помощь, нажав на тревожную кнопку. Насколько хватает аккумулятора устройства при использовании его без подключения к внешним источникам питания, например для отслеживания местоположения собаки или ребенка? Двадцать часов в режиме on-line, если мы говорим о литовском «Teltonik» или Российском «Вояджер», а китайские гораздо меньше. При уходе из зоны видимости спутников GPS (например, в железобетонном здании вдали от окон) какая последняя точка местонахождения будет доступна для определения? Все зависит от программы. Можно сделать так, что трекер будет фиксировать точки до момента потери последней, то есть будет определен, например, вход в гараж, если машину туда загнали. Благодаря функции мониторинга, можно определять как текущее месторасположение сотрудника, так и проследить весь его маршрут передвижений за определенный промежуток времени Cистема мгновенно оповестит диспетчера в том случае, если сотрудник покинет заранее определенную для него географическую зону
В случае возникновения тревожной ситуации, сотрудник может нажать красную «тревожную кнопку», после чего, устройство автоматически отправит сигнал с тревогой на компьютер в диспетчерской. Кроме того, устройство автоматически определяет свои координаты (адрес) и также же отправляет их в диспетчерскую. Можно прямо на карте увидеть где находится сотрудник на текущий момент. Все его дальнейшие передвижения также будут отображаться в программе. Если устройство хорошо видит спутники GPS, может ли трекер определить этаж в многоэтажном доме, на котором находится человек? Да. Конечно, есть погрешность. Одно дело если, например, стоит небоскреб в поле, там поступает шикарный сигнал и точность определения высоты будет колоссальная. Другое дело, если это городская застройка, там все-таки будет погрешность плюс минус пять метров, но тем не менее будет понятно, что человек находится на высоте. Автоугонщики используют «глушилки» для телефонов, чтобы блокировать возможную передачу информации с трекера, есть ли пути борьбы с этой проблемой? Спящий режим работы – это и есть один из способов борьбы с этим. Корпус устройства водонепроницаем или он все же боится погружения под воду (актуально при использовании для отслеживания местоположения животных)? «Teltonika» и «Вояджер» они, к сожалению, водопроницаемые, а вот у приборов китайского производства А наши не пробовали делать водонепроницаемый ? Пробовали, но все упирается в количество заказа. Производители просят сразу большой объем, только тогда возьмутся за дело. Если на счету SIM-карты, установленной в устройство, закончатся деньги, будет ли об этом как-то проинформирован пользователь? Это программируется. Есть стандартная услуга сотового оператора, например, у МТС при приближении к порогу отключения приходи SMS-сообщение. Но SIM-карта, на которую приходит такое сообщение, стоит в трекере, как же узнать о поступлении такого сообщения? Такую услугу можно заказать у сотового оператора. Если, например, трекер стоит у ребенка, то оповещение можно заказать на телефон родителя. Частное лицо самостоятельно решает куда ему присылать оповещения. Если это корпоративный клиент, то мы снабжаем клиента SIM-картами и следим за его балансом, предупреждая клиента о превышении трафика. При нахождении трекера за пределами действия сети GSM (такие места еще есть) буферизируется ли информация о перемещении и в каком объеме? Шестьдесят тысяч точек – это объем внутренней памяти модуля. Пока нет связи трекер записывает в память, как только появляется связь, он тут же передает ее на сервер, и можно посмотреть маршрут на карте. Шестьдесят тысяч точек – это очень много. При нахождении в международном роуминге, увеличивается ли цена использования устройства? Естественно (долго смеется) стоимость в роуминге – это наша беда. А не пробовали договориться с операторами? Пробовали, но пока не получается. В России очень просто договориться с сотовым оператором и подписать договор, например, так мы сделали с МТС, где у нас единый тариф по всей России и так называемая покилобайтная тарификация GPRS-трафика. Пакеты, которые высылает трекер на сервер, весят очень мало – пять, десять килобайт. Если у вас тарификация не по килобайтная, а, например, каждые сто килобайт или мегабайт (в роуминге даже такие бывают), то за каждое соединение списываются бешеные деньги, а за сутки может накопиться тысячи мегабайт, и это влетит «в копеечку». Информации вы получите мало, а денег заплатите много. В качестве примера: средний расход трафика в месяц по России (для нашей компании) – около70 рублей, как только выезжаете в Финляндию, то 500 рублей в день гарантированно. А с ближайшими соседями (Украиной, Белоруссией) также? Например, у Украины «КиевСтар» - это же МТС? Расходы тоже большие. Я владею информацией по Украине только годовой давности: в сутки уходило на трекер где-то 300 рублей. Но выход есть. При частых поездках по Европе имеет смысл подключится к испанскому оператору «Yoigo». Он работает по всей Европе, и у него есть хороший тариф – один евро в сутки за безлимитный Интернет. Правда, подписывая с этим оператором договор, нужно заплатить 30 евро даже если не пользуешься услугами. Можно ли использовать устройство без платы мониторинговой компании, то есть самостоятельно, через Интернет? Да, возможно. Есть такие бесплатные серверы, где можно зарегистрировать какой-нибудь прибор (трекер), например, на тех же китайских серверах. Но их работу никто не гарантирует, часто случаются, что сервер не работает по несколько дней, при этом предъявить какую-то претензию будет невозможно, да и не к кому. У нас абонентская плата составляет 4800 рублей в год, включая оплату Интернет-трафика по России. Что включает в себя эта сумма? Заплатил 4800 рублей и про все забыл? Мне не нужно никуда заглядывать и ни о чем волноваться целый год? Совершенно верно. Все что касается местоположения. Но если вы будете пользоваться трекером еще и как мобильным телефоном, то оплата будет по отдельному счету только за голосовые услуги. Возможна ли самостоятельная замена SIM-карты на карту другого оператора? Конечно, вы можете заменить SIM-карту и самостоятельно следить за балансом, пополнять его. Но вам тогда придется сдать ту SIM-rкарту, которую мы вам дали. Мы даже предоставим вам скидку на обслуживание за то, что вы самостоятельно будете обслуживаться, но я думаю, что это мало кому интересно. Почему? Например, я живу в Питере и не планирую поездку в другой город, то есть передвигаюсь на машине только по Питеру, а у Теле 2 есть очень хороший тариф на Интернет. Но обслуживаться вы все равно будете у нас. Я сомневаюсь, что вы найдете тариф выгоднее, чем у нас сейчас корпоративный с МТС. У нас 5 тысяч пользователей и очень хорошие скидки. Простая арифметика, у нас абонентская плата - 4800 рублей в год по все России (подчеркиваю). Допустим, вы говорите нам, что наша SIM-карта больше не нужна, но мониторитесь у нас, мы вам делаем скидку 500 рублей, получается 4400 рублей. Поверьте, вы все равно не найдете такой тарифный план, чтобы год безлимитного трафика обошелся в 500 рублей. По нашим данным, вы все равно будете платить примерно 200 рублей в месяц. Я не настаиваю, вы можете выбрать другую SIM-карту, но выгоднее использовать наши, тем более, что вам не придется следить за балансом. И конечно на "безопастности" мы будем бессильны, если ваша SIM-карта не будет работать, например, по причине израсходования баланса Я как вы получаете информацию о том, что клиент находится в роуминге? По умолчанию на всех SIM-картах международный роуминг отключен, поэтому, если клиент собирается поехать за границу, он должен предупредить нас об том, что он согласен оплачивать отдельным счетом услуги международного роуминга. Ежедневный отчет по SIM-картам, который нам присылает МТС, фиксирует попадание SIM-карты в роуминг. Ну, и естественно не нужно забывать, что есть такая функция, как контроль географических зон. Выезжая за приделы сети МТС, вы должны сообщить нам об этом. В каком виде должно быть сделано такое сообщение? Можно по телефону, можно приехать к нам в офис, а можно оставить заявку в личном кабинете на нашем сайте. Но все почему-то делают звонок по телефону. Сколько на нынешний день у вас клиентов? Около пяти тысяч. Это частные лица? И частные, и юридические. Есть ли у вас представительства в других городах? Да, у нас есть представительства в Москве, Ростовской области, Новочеркасске, Калининграде. Собираетесь расширяться? У нас были попытки. Предложения об открытии нашего представительства поступают постоянно. Но чтобы стать нашим представителем, фирме необходимо иметь связи с силовыми структурами данного региона. Конечно, мы можем оказать содействие в таких связях партнеру. Взять, например, наши установочные центры по Питеру. Мы не даем всем подряд ставить нашу систему. Фирма должна быть минимум 10 лет на рынке, у нее должна быть репутация. Что касается партнеров по мониторингу, то это должна быть либо какая-то охранная структура, либо иметь какое-то отношение к автобизнесу, к примеру, тот же установочный центр. Еще один важный момент – это отношение потенциальных партнеров со страховщиками, ведь у нас очень много клиентов (70 %) приходят от страховых компаний. И если мы выходим на какой-либо регион, то сообщаем страховой компании, что мы хотим открыть представительство, допустим, в Нижнем Новгороде, и спрашиваем, кого они могут нам порекомендовать? Предпочтение будет отдано той фирме, с которой работает страховая компания. Сколько у вас конкурентов в Питере? Если взять мониторинговые организации, которые не оказывают услуг безопасности, и не имеют аккредитации в страховых компаниях и силовой поддержки в государственных силовых структурах, то таких компаний будет очень много. Достаточно купить себе ноутбук и объявить себя мониторинговой компанией. Если я куплю дорогую машину и захочу иметь хоть какой-то уровень безопасности, то я никогда не встану к таким компаниям на обслуживание. Согласно закону в нашей стране задержание должны осуществлять силовые структуры. Никакие ЧОПы не могут этого делать, поэтому мы связаны с ГИБДД и МВД. Страховщики же выбирают себе партнеров по множеству критериев, чтобы стать партнером какой-нибудь страховой компании нужно пройти аккредитацию. Если подытожить, то основная деятельность вашей компании – это сохранность автомобиля? Безопасность – это 70 % . Но опять таки не стоит забывать и про персональные трекеры. Существует много организаций, имеющие полевых сотрудников, которые обязаны ежедневно обходить какие-то участки. Например, у нас есть такой клиент, как Водоканал. Обходчик водопроводных сетей – это некий человек, который приходит с утра на смену, берет прибор и обходит свой маршруту там, где проложены под землей коммуникации, проверяет нет ли каких-либо нарушений. И если этот человек вместо обхода пойдет пить пиво, то данный факт всегда можно проверить. Заинтересованность в трекере проявляли даже курьерские службы, но им показалось, что 6000 рублей за прибор – это дорого. А что будет, если прибор украдут или потеряют? Кому он нужен? Если его включат, мы сразу же трекер вычислим, даже если в нем поменяют SIM-карту. Чтобы трекер не обнаружили, его нужно перепрограммировать, а это уже непросто. Мы можем его дистанционно отключить. Какие новые направления собирается развивать компания? У нас сейчас открывается новое направление – это мониторинг контейнерных перевозок. Наш контейнерный прибор будет работать около года, он предотвращает воровство самого груза. Устройство крепится на контейнер с помощью мощных магнитов, который оторвать не так-то просто, и рядом устанавливается датчик. В случае разрыва связи между ними, например, при открытии дверей, он подает сигнал, и даже если вы попытаетесь снять устройство, то тоже идет сигнал тревоги.
GPS мониторинг контейнеров. Трекер, по размерам чуть больше пачки сигарет, устанавливается на контейнер. Он совмещает в себе GPS приемник и GSM модем. Через заданный промежуток времени или по запросу модуль определяет свои GPS координаты и отправляет их через GSM канал на специальный интернет сервер. На сервере, по запросу или в режиме реального времени, владелец может отслеживать местоположение своего контейнера |
Оценка поста:
|
||||||||||
Голосование: |
|
Поделиться: |
|
Форум для отзывов 1 не существует.